Стендаля "Красное и чёрное" тест по литературе (10 класс) на тему. Тестирование по роману Ф.Стендаля "Красное и чёрное" тест по литературе (10 класс) на тему Скачать тесты психолога черно красная таблица

I вариант.

1. Настоящая фамилия Фредерика Стендаля?

а) Сорель, б) Бейль, в) Бальзак.

2. Основа сюжета романа «Красное и чёрное» взята из:

а) рассказа друга, б) личного опыта, в) газетной хроники.

3. Герой романа – это:

а) юноша из народа, б) юноша из провинциального дворянства, в) из семьи маркиза.

4. Главного героя зовут:

а) Люсьен Левель, б) Гобсек, в) Жюльен Сорель.

5. Сначала герой выбирает карьеру:

а) священника, б) гувернёра, в) учёного.

6. Любовь для Жюльена – это:

а) средство самоутверждения, б) наваждение, в) стиль жизни.

7. Идеал Жюльена – это:

а) мэр города господин де Реналь, б) отец, в) Наполеон.

8. Чей это портрет?

«Это был невысокий юноша лет 18-ти или 19-ти, довольно хрупкий на вид, с неправильными,

но тонкими чертами лица и точёным с горбинкой носом. Большие чёрные глаза, тёмно-каштановые волосы почти закрывали лоб»:

а) Жюльен Сорель, б) сын госпожи де Реналь, в) господин Вально.

9. Кто так говорил о Жюльене?

«…чего ему недостаёт – только имени да состояния. Он создал бы себе имя, создал бы и состояние»:

а) мэр де Реналь, б) Матильда де Ла-Моль, в) госпожа де Реналь.

10. Жюльен купил пистолеты и в церкви выстрелил в кого?

а) в Матильду, б) в госпожу де Реналь, в) в аббата Шелана.

11. Почему Жюльен отказался бежать из тюрьмы?

а) не видел смысла в дальнейшей жизни, б) боялся погони, в) хотел умереть.

12. Кто похоронил Жюльена в пещере на вершине горы?

а) Отец, б) Матильда, в) аббат Пирар.

Тестирование по роману Фредерика Стендаля «Красное и чёрное»

II вариант.

1. В какой семье родился Ф.Стендаль?

а) В семье дворян, б) буржуа, в) крестьян.

2. По жанру роман «Красное и чёрное» - это:

а) любовный, б) исторический, в) социально-психологический.

3. Первоначальное название книги «Красное и чёрное»:

а) «Жюльен», б) «Священник Сорель», в) «Гувернёр».

4.Роман «Красное и чёрное» - это:

а) роман – утопия, б) роман «единого героя», в) «рассказ в рассказе».

5.Герой романа «Красное и чёрное» достиг успехов в изучении:

а) истории, б) латыни, в) юриспруденции.

6. Кем втайне от окружающих мечтал стать Жюльен?

а) военным, б) чиновником, в) священником.

7. Ухаживая за женщинами, Жюльен ведёт себя:

а) романтично, б) совершает безумства, в) трезво и расчетливо.

8. Мечтой всей жизни героя стало:

а) признание аристократии, б) богатство, в) любовь.

9. Чей это портрет?

«…он увидел молодую особу, очень светлую блондинку, необыкновенно стройную…он никогда ещё не видел таких красивых глаз; но только они изобличали необыкновенно холодную душу»:

а) Элизы, б) госпожи де Реналь, в) Матильды.

10. Кто так говорил о Жюльене?

«Бедность и жадность побудили этого человека совратить слабую и несчастную женщину…не признаёт никаких законов религии…»:

а) Матильда, б) госпожа де Реналь, в) аббат Пирар.

11. За что суд приговорил Жюльена к смертной казни?

а) за покушение на г-жу де Реналь, б) за оскорбление суда, в) за попытку проникнуть в высший свет.

12. Что понял герой, находясь в тюрьме?

а) главное в жизни - любовь, б) нельзя стрелять в человека, в) нужно было хорошо замести следы.


Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого - назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

Примечание: выделенные цифры – черные

Учет и анализ результатов (по Платонову) .

Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное число и следующее за ним римское красное при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить :

Быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

Насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

Какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

Не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

Если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает (часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить :

Трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

Легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

Когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания берут Суммарное время выполнения первого и второго этапа (Т1 + Т2) сравнивают с общим временем выполнения третьего этапа Т3. Показатель переключения – это разница между

Т = Т3 - (Т1 + Т2) – это время, необходимое человеку для переключения.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

II – 61…90 с.

III – 91…100 с.

IV – 101…120 с.

V – 121 с и выше.

Примеры краткой характеристики выполнения задания . Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил задание быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание, был смущен его трудностью. На выполнение задания затратил очень много времени – 8 мин 8 сек; совершил при этом много ошибок (5). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.

Предлагается и другой вариант обработки результатов и анализа 3 этапа

Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

где А – показатель переключения внимания, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Основные статистические характеристики по ПВ для студентов: показатель общей успешности А = 12,9. Как и объем внимания, переключение у женщин значительно выше: Аж = 13,6; Ам = 11,9. Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в таблицах 17 и 18

Шкалы: переключение внимания

Назначение теста

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.

Источники

Методика Горбова «Красно-черная таблица» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подго товить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9

17

20

4

13

22

5

21

7

2

16

6

24

12

3

19

14

15

11

1

18

7

10

23

8

Рис.1.2. Черно-красная таблица Горбова - Шульте

для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы . Занятие проводится индивидуально с каж дым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем по рядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную циф ру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время от дельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возра стающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показыва ет цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация време ни

по этапам, с

Черные цифры

Регистрация ошибок

Красные цифры

Регистрация ошибок

t 1

t 2

t 3

t 4

t 5

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта пам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого эта па отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т - С, где

А ‑ показатель переключения внимания,

Т и С ‑ балльные оцен ки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внима ния даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характери стик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3

Бальная оценка переключения внимания

Этапы

1

2

3

4

5

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

менее 16

менее 29

менее 32

менее 28

менее 30

17-21

29-34

31-40

29-34

31-34

22-26

35-39

41-48

35-39

35-38

27-30

40-44

49-56

40-45

39-42

31-35

45-49

57-64

46-50

43-46

36-40

50-54

65-76

51-56

47-50

41-45

55-59

77-84

57-62

51-54

46-50

60-64

85-92

63-67

55-58

51-54

65-69

93-100

68-73

59-62

55-59

70-74

101-108

74-78

63-66

60-64

75-79

109-116

79-84

67-70

65-69

80-84

117-124

85-90

71-74

70-74

85-89

125-132

91-95

75-78

75-78

90-94

133-140

96-101

79-82

79-83

95-99

141-148

102-106

83-86

84-88

100-104

149-156

107-112

87-90

89-93

105-109

157-164

113-118

91-94

94-98

110-114

165-172

119-123

95-98

99-102

115-119

173-180

124-129

99-102

103-107

120-124

181-188

130-134

103-106

108-112

125-129

189-196

135-140

107-110

113-117

130-134

более 196

141-146

111-114

более 117

135-139

147-151

115-118

более139

более 151

119-122

более 122

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осу ществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 1.4

Бальная оценка ошибок переключения внимания

цвета

числа

порядка

4 - 5